воскресенье, 15 апреля 2012 г.

О гордынятерапии

Доброй недели!

Сегодня поговорим о гордыне и о том насколько она является матерью всех грехов и вообще дурного поведения.


И у меня сегодня отличнейшие майсы на эту тему.

Немножко предисловие. Почему именно гордыня?!.. Например, гнев - почему не самый главный грех? Например, разозлился человек, и накосячил с дурости, ни кого не слушает, прёт вперёд как паровоз и ломает дрова неиллюзорно на своём пути.

Кстати я бы хотел остановиться на определении греха. Для меня грех, это действие или бездействие которым человек делает плохо себе и\или другим.

Так вот, если человек не посчитал себя лучше другого, или правее другого, или важнее другого он бы не вспылил на действие или высказывание опонента. Если поковыряться то все дурные вещи с человеком происходят из за того что он считает себя важнее или достойней других.

У иудаизма накопилось много тяжелого оружия, высокотехнологичного с психологической точки зрения, как с этой гадостью бороться. Конечно легко сказать- я ничто и вытирайте об меня ноги. Тка и жить не охота. И получится не человек а тряпка. А оно ни нам ни Творцу не надо. Поэтому как говорил Давид Царь Иудейский :- Хитростью делай себе войну. :)


И вот одна хитрость.

Приходит как то еврей к ребе и говорит :

- Ой ребе, гевалт! Совсем плохой я стал.

Ребе говорит:

- А где у нас случилось?

Еврей отвечает:

- Да понимаете ребе, ловлю себя на том, что жутко горжусь собой клиническим образом. Не могли бы Вы мне помочь?

Ребе почесал под кипой, и так не смотря в его сторону :

- Слушайте, сейчас много у меня людей, я очень занят, не могу с Ваши вопросом разобраться, идите встаньте в сторонку где кантор, и не мешайте.

Реб аид таки пошел и стоит прилежно. Ожидает, предвкушает чего то умного - доброго - вечного "наверное меня ребе сейчас отблагословит и наверное скажет цдаку дать большую.."

Тем временем, подходит к ребе следующий посетитель:

- Ой ребе, ой ребе! Навалились на меня приставы из налоговой, описали всё имущество. И просят жуткие деньги которых у меня отродясь не бывало. Что делать ребе?!

Ребе ему и говорит:

- Не знаю, не знаю.. хотя.. вон рядом с кантором стоит добрый человек, спроси у него.

Посетитель подошел к еврею и стал с ходу рассказывать ему о своих долгах, проблемах, квитанциях, счетах, доходах и расходах вообщем как говорится - дебит через кредит в положительное сальдо:)

Наш еврей оторопел:

- Извините, Вы ошиблись, я совершенно не понимаю ни чего в бизнесе. Сам еле свожу концы с концами.

Посетитель очень удивился что ребе послал его к человеку который ни чего в бизнесе не смыслит, и решили они вдвоём узнать что имел ввиду ребе.

Ребе посмотрел на обоих, и так удивлённо первому еврею :

- А да, и Вы совсем в бизнесе не разбираетесь? Ну идите стойте там же, за Вами вызовут..

Тем временем, пришел к ребе другой посетитель, и говорит:

- Ой ребе, есть у меня две дочки. Что я скажу дочки.. красавицы, труженицы, благочистивые, скромные, умные. Просто мечта любого жениха. Но одна проблема, у меня ни шиша на приданное. А в наше меркантильное время, как ребе понимает, с таким раскладом замуж ни кто не возьмёт. Может ребе знает где взять денег?

И ребе посылает отца семейства к тому же еврею , что стоит и ожидает ребе.

История повторяется, отец семейства сходу :

- О! Реб аид с большим кошельком! Да благословит Вас Творец за Вашу помощь, не каждый сегодня поможет бедной невесте, а особенно двум.

- Ээээ.. подождите, это кто Вам сказал что я занимаюсь благотворительностью в собо крупных размерах?

- Ну как, ребе и сказал. Говорит - иди к этому еврею что бы он решил твои проблемы.

Снова возвращаются вдвоём к ребе:

- Здесь какая то ошибка, у меня нет денег дать приданое для дочерей этого почтенного человека.

Ребе говорит:

- А, да? Ой, наверное я ошибся. Думал что Вы богач. Ну ладно, я разберусь а Вы пока постойте там..


Тем временем, вбегает шойхет (резчик скота), весь в крови и с лёгким быка в руках:

- Ребе, срочный вопрос! Мне нужно алахическое постановление, этот бык кашерный или нет?!?

Одно из признаков кашерности скота, это целое лёгкое. Животное с дырявым лёгким обычно больно или поражено недугом делающим невозможным его к применению в пищу.

Ребе посмотрел на шойхета, и говорит:

- А вот там человек стоит, спросите его. Он должен знать!

Шойхет подлетает к нашему аиду, тычет в лицо окровавленым лёгким и так :

- Быстро быстро!!! Мне нужно псотановление дус ис койшер или нет?!!!! Только пожалуйст аочень хорошо смотрите, бык стоти больших денег!

Реб аид мастерски уворачивается от окровавленого лёгкого и прямиком к ребе:

- Ребе! Да что же это творится?! Разве Вы не знаете что я не знаю с какой стороны открывается "Шульхан Арух" ? Да я в Талмуде знакомые буквы через одну нахожу и то с подсказкой.. Я не могу взять на себя такую ответственность.

Ребе отвечает:

- Неужели?! Слушайте, вот Вы мне скажите, мозгов у Вас на бизнес нет, денег у Вас нет, в Торе и Талмуде Вы ни в зуб ногой.. и скажите с чего бы это Вам гордыней страдать?

Идите домой и подумайте.

Это была умеренная гордынятерапия:) А недавно, ну как недавно.. в прошлом поколении, была другая история, тут в Израиле.


Знаменитый равин большой святости, Исраэль Абухацира благословенна память праведника, тот самый Бава Сали, несколько десятков лет назад был известен тем, что будучи выдающимся кабалистом и человеком глубокой праведности, доброты и знаний, не говоря о мудрости, помогал всем кто приходил к нему за советом, иногда даже до того как человек знал что ему надо помочь.


Рассказывают об одном строительном подрядчике, а в те времена на стройках работали одни арабы, а подрядчики были евреи. Так вот, тот самый подрядчик частенько приходил к Бава Сали за благословением или советом. Раби Абухацира всегда встречал его особо приветливо и радушно.

И вот в один из дней, пришел как обычно наш подрядчик в гости к Бава Сали, а тот увидев его вдруг закричал страшным голосом :

- Иди отсюда, с глаз моих прочь, из дома вон и чтоб ноги твоей здесь больше не было!

Подрядчик побледнел, испугался, выскочил как ошпаренный из дома и залился слезами :

- Что же я такого сделал что так расстроил и разгневил праведника?! Наверное я большой грешник ..

Весь вечер и всю бессонную ночь и весь рабочий день думал он о случившемся. Капался в себе, в своём поведении, искал что можно исправить и где он так оступился. Подавленый и совсем измотаный этими мыслями в конце трудного рабочего дня, как обычно он повёз своих рабочих на своей машине обратно в арабскую деревню, развезти рабочих домой.

Дорога проходила через изрезанную местность с холмами, обрагами.. вообщем серпантин. На одном из поворотов, машина не удержалась на дороге и сорвалась в овраг. Ну что сказать, машина вдребезги. Подрядчик очнулся от резкого запаха бензина проливающегося из бензобака. Собрав последние силы из израненого тела он выкарабкался наружу и отполз. Машина чудом не зажглась, спасатели прибывшие на место констатировали смерть двух его рабочих которые умерли сразу от многочисленых переломов.

Когда наш подрядчик выздоровел и смог ходить, он собрав силы и смелость снова постучал в двери Бава Сали. К великому своему удивлению, праведник не отличавшийся сильным здоровьем встал на встречу ему и радушно его принял.

На недоумённый вопрос в глазах, Бава Сали объяснил:

- Тот раз когда ты зашел ко мне, я увидел ангела смерти вьющегося над тобой. Гордыня за те пожертвования что ты давал бедным закралась в твоё сердце, и на высшем суде было решено против тебя. Мне пришлось разбить твою гордыню что бы спасти тебя, иначе бы ты был третьим трупом в той аварии.

Вот как то так. Закончу словами своего рава, Раби Шломо Мадмони, дай Б-г ему долгой жизни. Как то раз я спросил его :

- Раби Шломо, вот я слышу много разных историй, и некоторые просто не укладываются в здравый смысл и кажутся надуманными, как мне относиться к таким историям?

Раби Шломо улыбнулся и процитировал:

- Тот кто не верит в эти истории - тот безбожник. А кто верит в них безоговорочно - дурак.

Я думаю он имел ввиду что не все байки надо принимать буквально, но с другой стороны всегда есть место для чуда. Иногда когда оно даже случается с нами мы его не замечаем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий