четверг, 2 января 2014 г.

С новым Годом, деревья!!

15 числа месяца Шват новый год для деревьев е еврейском календаре. всего 4 новых годов : 1 нисана, 1 элуля, 1 тишрея, и 15 швата.  по мнению школы Шамая, должен быть первого числа(т.е. сегодня) но здесь есть не большая исТорыя.

как известно, школы Шамая и Илеля имели разные подходы к изучению и законоположения. какая лучше, не нам решать, особенно если взять во внимание факт, что сами Шамай и Илель не имели разноглазий и были хеврута, что обозначает пару по изучению Торы) разногласия  были именно у "школ" их учеников. Естественно, подходы Шамая и Илеля расходились, но между собой они всегда находили среднее арифметическое.

вот одна история из трактата Авот дэраби Натан. так же в Талмуде, трактат Шабат.

пришел человек к Шамаю, и говорит, :
Слышь, эта я хочу стать евреем. я занятой  купец, поэтому у меня нет времени на долгие изучения всего. обучи меня Торе,  "пабырому" .

Шамай, кипя, но ровным голосом.

какой именно промежутоквремени ты имеешь сказать под словом "пабыррому?"

ну, пока я не устану стоять на одной ноге!!!

ученики Шамая вытолкнули наглеца взашей. вдогонку рабби крикнул :иди к Илелю!


приходит купец к Илелю и предьявляет требование. Илель токой, с улыбкой, нет проблем, хабиби, слушай  сюда:
Вот основное правило Торы:
То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему!
а остальное это коментарии.

купец, как тертый калачь, так пальчиком помахал и говорит:

эээээ раби, ви из мене делаетти адиота!!  а как же законы субботы, или например, или закон побивания камнями Б-гохулящего?а?  в где тут согласовывается?


о! хороший вопрос, приходи завтра с утречка в дом учения, и мы обсудим, как оно связанно.

так купец каждый день ходил к Илелю, втянулся, и даже забыл, зачем оно ему было надо... через насколько лет, купец таки стал евреем, и не просто гером, а одним из знатоков Торы своего покаления...


о, вот еще история оттуда же, с теми же людьми. один нееврей внезапно захотел стать Коэном(священником) и пришел к Шамаю. тот еге, естественно, послал.

а Илель не послал, говорит такой, нет проблем! только ты понимаешь, снагала ты должен выучить все законы , связанные со священнослужением... приходи завтро утречком, и мы начнем учить. тот нееврей с воодушевлением стал учить Тору, пока не наткнулся на законы, в которых указанно, даже коэны с нечистыми мыслями умирали в Святая Святых.. и что даже еврей по рождению, при попытке заниматься священнослужением уничтожался Творцом....

 тогда он пришел к рабби , и говорит, нет, я не хочу быть коэном, ведь я умру.. почему вы не предостерегли меня!? а ты б меня послушал?) вы мудры рабби, но что же мне делать? душа моя жаждет святости! и я хочу больше знать Торы!  а кто тебе мешает? приходи и учись. ведь сказанно "сыны вы Творцы Господу вашему", поэтому не обязательно служить в Храме, чтоб приносить Свет в этот мир.. любой еврей может и должен этим заниматься в том месте, где он есть. если твои намеряния таковы, становись евреем, и неси Свет, несмотря ни на что.

и тот мужик стал со временем одним из выдающихся мудрецов покаления)

в общем, имеем представление о людях. кстати, Шамай был каменщиком по профессии, строителем. о Илеле я не нашел.

так вот, после смерти этих уважаемых людей, их ученики разделились. школа Шамая была более глубоко погруженна в изучения Закона, и ее знатоки были более строги к себе и к людям, как следствие, они были более знатоками. школа Илеля стояла за приближение простого народа к Торе, и естественно, в народе больше любима и почитаема и более многочисленна. спор меж ними был в том, где середина меж закрученными наглухо гайками и разболтанными креплениями)

как то раз, когда спор меж обоими фракциями достиг накала, и грозил рассколом в еврейском мире ( это случилось после того, как фракция дома Шамай, восспользовавшись внезапным численным преимуществом в Санедрине, провели несколько десятков спорных законов в свою сторону) внезапно раздалья Бат Коль.

ну, как обьяснить, что такое Бат коль? представте голос, который исходит отовсюду, и изнутри тебя, и снаружи, голос, который содрагает и заставляет вибрировать все вокруг, жуткий и покаряющий, который не возможно приписать ни к какому явлению природы. голос, говорящий одновременно тысячами разных голосов. так примерно, описвали очевидцы Бат Коль, или ангела, котоого Творец посылает для особо важных вербальных сообщений)


короче, Бат Коль сказала:
эти и эти - как живые слова Творца, но алаха (закон) навсегда будут по дому Илеля.


говорят, именно тогда и спорили, когда новый год для деревьев)   как именно и почему был спор меж 1го и 15 швата можно заморошиться и прочитать в кратком обзоре тут http://www.midrasha.net/article.php?id=2607



в общем, с праздником)

1 комментарий: